Переход на версию для слабовидящих

МБДОУ "Детский сад № 339" г.о. Самара

Семинар для родителей «Играем пальчиками»


Цель семинара: Формировать у родителей, представление о значении пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, и её роли в психофизическом развитии детей.

Ход семинара:

1. Вступительное слово старшего воспитателя.

2. Сообщение инструктора по физической культуре на тему: «Знакомство родителей с элементами пальчиковой гимнастики».

3. Занятие с детьми «Играем пальчиками».

Сообщение для родителей на тему:

«Знакомство родителей с элементами пальчиковой гимнастики».

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с 10-месячного возраста можно проводить активные упражнения для пальцев рук и ног, вовлекая в движение все пальцы с достаточно высокой амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, настроения, желания и возможностей ребят. Так, малышам можно давать катать пальчиками шарики различного диаметра, вовлекая в движение все пальцы. Нужно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, бобовые (фасоль, горох) и т.д. В полугодовалом возрасте детям можно давать более сложные задания: застёгивать пуговки, шнуровка. И конечно, очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Например: 1.«Сорока – белобока

Кашку варила, деток кормила…»

2.«Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, а это вся моя семья!»

3.«Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Это пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора».



Умелыми, пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу, например, завязать шнурки – быстрее получится у мамы, но ребёнку эти навыки важнее. Пальчиковая гимнастика – это не только игровые упражнения, освоить которые родителям зачастую просто некогда, это и повседневные занятия дома, к которым надо привлекать детей, например: лепить пельмени, перебирать гречку, рис, заплетать косички, даже сделать массаж папе, принесёт удовольствие и пользу ребёнку. Поэтому, используйте любую возможность, развивать мелкую моторику рук Ваших детей, ведь сейчас самое хорошее время заложить фундамент отличной успеваемости ребят в школе. А на память о нашей сегодняшней встрече, мы бы хотели поделиться с Вами некоторой информацией по данной теме в печатном виде, надеемся, что Вам она будет интересна. (Родителям раздаются буклеты).


Конспект занятия «Играем пальчиками»



Оборудование и материалы: маски кота и собаки, массажные дорожки, скалочки, фасоль, горох, пуговицы, носовые платки (по количеству детей), канат, фонограмма: мелодия из м/ф «Каникулы в Простоквашино», песня А.Зацепина «Три белых коня».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Инструктор: Что умеют делать ваши пальцы на руках и ногах? (ответы)

Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте узнаем, что ещё могут ваши пальчики. (Под музыку из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» входят дети в костюмах кота и собаки). Ой, ребята, к нам гости пришли, вы их узнали? Это же Шарик и Матроскин!

Шарик: Здравствуйте ребята! Дядя Фёдор просил меня передать для вас что-то очень важное, но я забыл что именно.

Матроскин: Вечно ты, Шарик всё забываешь, ни чего тебе поручить нельзя!

Инструктор: Не расстраивайся Шарик, мы с ребятами знаем как помочь тебе вспомнить, то, что ты забыл. Правда, ребята? Надо сделать самомассаж биологически активных точек, которые отвечают за активизацию всех внутренних органов и даже головного мозга, и ты шарик сразу всё вспомнишь. (Инструктор показывает на себе элементы самомассажа БАТ).

Комплекс самомассажа БАТ.

1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева, сначала вдоль затем поперёк.

2. Указательным и большим пальцами нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.

3. Теперь большой пальчик поздоровается с остальными, (поочередное соединение большого пальца с другими).

«В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому, указательный и средний,

Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок,

Постучался на порог. Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!»

4. Указательным и большим пальцами «лепим» ушки, снизу вверх.

5. Поглаживаем нос от крыльев носа к переносице.

6. Указательными пальцами массировать точки у крыльев носа, по часовой стрелке, надавливая слегка.

7. Указательным пальцем слегка надавливать на точку между бровей «Третий глаз», и точку под нижней губой «ямочка на подбородке».

II. Основная часть.

Инструктор: Ну, как Шарик, понравился тебе наш самомассаж? Ты вспомнил, что нам передал дядя Фёдор?

Шарик: Да, я вспомнил, дядя Фёдор приглашает вас к нам в Простоквашино.

Матроскин: Ура! Только нам ехать не на чем, дороги все замело, на машине не добраться.

Инструктор: Не беда, там, где машина не проедет, пройдёт лошадь, и мы с вами ребята поскачем на тройке. (Под песню «Три белых коня», по массажным дорожкам, дети босиком выполняют упражнения по профилактике плоскостопия).

Ходьба на носках, на пятках, на ребре стопы, в полуприсяде, перекатный шаг, с высоким подниманием колена, ходьба по мостику, по массажным дорожкам, лёгкий бег, боковой галоп.

Инструктор: Вот, ребята мы и добрались до Простоквашино. Жители деревни держат в своих хозяйствах много разных домашних животных.

Какие домашние животные вам знакомы? (ответы детей, можно добавить, тех которые не назвали).

Хорошо, сейчас мы с вами пойдём по деревне, и всё, что увидим будем показывать нашими пальчиками.

(Все садятся на пол, в «позу школьника», полукругом, в центре инструктор ).

Инструктор показывает пальцами фигурки со стихотворным сопровождением, дети повторяют под сопровождение музыки.

«Домик». Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

1. «Грабли». Листья падают в саду, я их граблями смету.

2. «Ёлка». Ёлка быстро получается, если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

3. «Корзинка». В лес корзинку я беру, и грибы в неё кладу.

4. «Дерево». У дерева ствол, на стволе много веток, а листья на ветках зелёного цвета.

5. «Собака». У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

6. «Кошка». А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в норушке.

7. «Мышка». Серенький комок сидит, и в углу чем-то шуршит.

8. «Лошадка». У лошадки вьётся грива, бьёт копытами игриво.

9. «Коза». У козы торчат рога, может забодать она.

10. «Гусь». Гусь стоит и всё гогочет, ущипнуть тебя он хочет.

11. «Петушок». Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой.

12. «Курочка». Курочка прыг на крыльцо: я снесла тебе яйцо.

Инструктор: Вот какое интересное путешествие у нас получилось.

(Матроскин и Шарик выносят чашку с фасолью, кедровыми орешками, пуговицами)

Инструктор: Вот ребята, скоро весна, надо готовиться к посадочному сезону. У нас тут семена фасоли и кедровые орешки, только почему-то ещё и пуговицы, откуда они тут взялись, не пойму? Сейчас мы с вами будем перебирать семена, в одну чашку складывать кедровые орешки, в другую – фасоль, а в третью – пуговицы. (Инструктор рассыпает семена на пол, дети ползают и собирают).

Инструктор: Молодцы ребята, теперь Матроскину и Шарику, будет намного легче посеять урожай.

Садитесь на пол, мы продолжаем наше увлекательное путешествие.

Сегодня наши пальчики на руках, много трудились, а пальчики на ногах тем временем заскучали, давайте поиграем?

Комплекс пальчиковой гимнастики для ног, по профилактике плоскостопия:

Каток, разбойник, маляр, сборщик, художник, гусеница, кораблик, серп, мельница, окно, барабанщик, хождение на пятках.

Инструктор: А сейчас мы с вами поиграем. Кто сумеет без помощи рук, ногами сложить носовой платочек?

Устроим соревнование, кто быстрее. (Дети садятся и складывают платочек).

III. Заключительная часть.

Инструктор: Ребята, мы так весело провели время, что не заметили, что уже поздно и нам пора возвращаться домой. Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?

Пальцами рук и ног мы изображали животных, играли с нашими пальчиками, устраивали для них соревнования, массаж.

Играть с вашими пальчиками вы можете и дома с родителями, и с друзьями и на улице. А теперь отправляемся в обратный путь, давайте попрощаемся с Матроскиным и Шариком, и я расскажу вам по секрету, что знаю короткий путь домой, у меня есть волшебная верёвочка и если пройти по ней, но не просто, а боком, то можно сразу оказаться дома.

(Инструктор растягивает на полу канат, и дети по одному проходят боком приставным шагом).

Инструктор: Вот мы и вернулись, долгое путешествие у нас было, даже жарко стало, разверните свои веера (кисти), и взмахните ими (упражнение веер). Спасибо, всем за компанию, до свидания.


Автор статьи инструктор по физической культуре

высшей категории Исаева Валентина Викторовна